Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

21 БЕСПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ


Есть ли измеритель таланта? Нет такого измерителя. Более того, нет работающих методик, которые позволили бы превратить способного в талантливого. Талант дается Богом, а вот навыки можно совершенствовать

 

Эти рекомендации появились, когда я готовился к лекции для первокурсников, пришедших в нашу Школу практической журналистики (совместный про­ект Алтапресс с Алтайским университетом, открывшим у нас в компании кафедру со­временных медиатехнологий)

  1.  Начните с подшивки родной газеты. Она содержит бездну интересных
    тем, так как почти каждый материал может иметь продолжение, даже крими­нальный репортаж. Задайте вопрос, а что там (спустя год, месяц, неделю) происходит. Проделайте этот опыт с подшивкой вашего конкурента.
  2. Почитайте рекламу и частные объявления — наверняка не останетесь без добычи.
  3. Загляните в календарь. В России редкий день обходится без па­мятной даты или праздника. Вы обнаружите то, что заинтересует не только вас, во и ваших читателей.
  4. Почаще пользуйтесь ежедневником для перспективного плани­рования работы. Представьте, как в октябре вас обрадует сделанная в мае запись о том, что надо посмотреть, все ли восстановлено после весеннего на­воднения в таком-то районе города.
  5. Не проходите мимо заборов с граффити или афишами.          
  6. Слушайте «кухонное радио»: там тоже может прозвучать то, что будет основой для темы материала.
  7. Обращайте внимание на вывески магазинов - они часто меня­ются. Возможно, вы первым сможете рассказать вашим читателям, что произошло с их любимым магазином.
  8. Наблюдайте за уличным движением, даже если вы не автомобилист. В привычном месте может появиться новый дорожный знак или светофор.
  9. Помните об особой категории людей, которые находятся в местах, где концентрируются новости. Это таксисты, контролеры в общественном транспорте, торговцы в уличных киосках и завсегдатаи рынков, лоточники, продавцы мороженого, пива и сигарет. Как правило, эти люди не занимают высоких мест в социальной иерархии, но обращение к ним полезно для позна­ния полноты жизни. Есть опасность посчитать исходящую из этих сфер информацию за истину в последнюю инстанции, которую так любили искать на заре перестройки газе­ты демократической волны. Тем не менее, данный источник позволяет повы­сить креативность в работе репортера за счет смены привычного фокуса мате­риалов.
  10. Существуют циклы читательского интереса.  Даже если вы уже восемь раз писали про открытие дачного или охотничьего сезо­нов, эпидемию гриппа, сессию, утепление окон перед зимним периодом (спи­сок можно продолжать почти до бесконечности),  это интересует ваших читателей. Значит, вперед, по старым адресам, но под новым фокусом. А чтобы фокус был действительно новым, к написанию сезонных материа­лов лучше начинать готовиться заранее.
  11. Анализируйте, как событие глобального масштаба отразится на жите­лях вашего города или региона. Порой такая связь обнаруживается. Например, когда снабжение расходными материалами МКС «МИР» было переведено с американских шаттлов на наши космические корабли, экологическая обста­новка на Алтае могла ухудшиться. Причина - стали больше запускать кораблей, разгонная трасса которых проходит над Алтайским краем.
  12. Регулярно по раз и навсегда принятому графику обзванивайте своих информаторов. Для них ваши звонки должны войти в ритуал, который не вызывает беспокойства или напряжения. Пусть партнеры знают, что вы заинтересованы в получении информации, советов, «наколок». Приучайте их к тому, что вы можете время от времени заходить к ним в гости, а не только звонить от случая к случаю. Пусть и они позванивают вам.
  13. Читайте официальные документы — законы, постановления, решения, инструкции.  Для этого, правда, мало одного желания. Надо еще и научиться понимать документы. Познакомьтесь с делопроизводством в тех учреждениях, работу которых вы освещаете. Время от времени просите копии документов, чтобы создать прецедент: давать вам копии должно войти в привычку. Если источник дает вам документ, когда это выгодно ему, то трудно будет чисто по-человечески отказать вам, когда существует только ваша заинтересованность.
  14. Регулярно бывайте на пресс-конференциях.
  15. Не выбрасывайте не читая пресс-релизы, вспоминайте Владимира Маяковского, писавшего о проблемах сравнительного анализа горнозаводской и поэтической деятельности.
  16. Не жалейте визитки, раздавайте направо и налево. Слабо верится, но вдруг кто-то позвонит и предложит гениальную тему, сообщит сенсационную новость.
  17. Слушайте разговоры в автобусе, трамвае, такси. В метро, когда бываете в мегаполисах.
  18. Слушайте, о чем говорят ваши друзья, ваша семья.
  19. Любую беседу заканчивайте легоньким вопросом: «А что еще новенького происходит?
  20. Запрограммируйте свое сознание на поиск идей для ваших материалов, тогда любая информация в вашей голове будет обрабатываться с пользой для газетного дела.
  21. Ищите информацию в Интернете. Используйте сеть для самообразования и проверки фактов.

 

Владимир Овчинников,

главный редактор газеты «Свободный курс», ИД «Алтапресс», Алтайский край

Журналистика и медиарынок, № 5, 2010


 


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Светлана Макаренко, газета «Крымские известия, Республика Крым
Для себя решила: моими героями должны быть люди, делающие открытия, которые меняют нашу жизнь к лучшему. Люди, которые уверены, как Константин Циолковский, Что «невозможное сегодня станет возможным завтра».