Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

ПРАВИЛО МАМЫ

— Не знаю, что делать, о чём писать, в голове полный кавардак, — прорыдала в трубку коллега.
— А кому легко? – на автомате отозвался я, припоминая на ходу что-либо путное из собственной и чужой практики. Потом был второй звонок, позже третий… Мы прели в прениях, сочиняя нехитрую памятку.
— Кто вам дал право раздавать непрошеные советы? — попытался нас одернуть ехидный товарищ, знаток скопипастенных этических постулатов.
— Колхоз — дело добровольное, —парировал я ещё одним штампом советской эпохи.

Отбрасываем иллюзии. Мы, как дети — в сказку, уверовали в неизбежное светлое будущее для всех. Одни перечитали советской фантастики, другие планировали при жизни попасть в коммунизм, третьих убедили, что интернет — спасение человечества. Оказалось, нас обманули, конца истории не случилось. Нет никаких «всех», но есть «всегда» — каша по-прежнему на огне.

Сомневаемся. Не верим на слово: невнятным экспертам, выскакивающим как черт из табакерки, незнамо откуда; гиперактивным блогерам, ни днём, ни ночью не вылезающим из сетей; профессиональным снобам, втайне, а нередко и явно, презирающим маленькие газеты за простодушие и отсутствие больших денег. Список каждый может продолжить, исходя из собственного опыта разочарований.

Не отрываемся от земли. Чем издание дальше от аудитории, тем меньше в нём жизни. Не лепим первые полосы из личных мыслей о мире, для этого есть колонки и социальные сети. Заземляем глобальные темы локальной повесткой.Держим ориентир на местного читателя, а не на неизвестные нам лично далёкие, возможно, мнимые, авторитеты. Учимся у крестьян несуетности, отношению к непреодолимым обстоятельствам, как к року, непогоде, с которой бессмысленно спорить, надо искать способы жить и работать.

Держимся делового стиля. Поменьше красивостей, бессмысленных прилагательных, «ахов» и вздохов. Не придумываем заголовки ради красного словца. Используем только свои фото и видео, ловим детали. «Выключаем учителя» — не считаем читателя глупее себя. Проводим ревизию содержания, с учётом того, что местная газета по сути — это деловое издание.

Правило мамы. О нём я узнал лет сто назад от коллеги, прошедшего огонь, воду и медные трубы. — Представьте, что сказала бы ваша мама, прочитав ваш текст, — сказал он.


Владимир КАСЮТИН

"Журналистика и медиарынок", № 3-4, 2022


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Леонид Сомов, заместитель редактора газеты «Слава Севастополя», город Севастополь
Мой совет партнерам по журналистскому цеху: всегда ищите в любом объекте вашего внимания второе дно. Нет однозначности в природе, кроме факта непреложности жизни и смерти. И чисто профессиональное наблюдение: интересные мысли рождаются, как правило, в итоге сомнений на базе того или иного явления, признанного как «медицинский факт».