Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 


ХРЕСТОМАТИЯ СВОБОДЫ

Ни один муниципальный редактор не уверен в том, что при смене власти он усидит в своем кресле. Отсюда - муниципальные редакции живут, дай бог, одной пятилеткой. А потом снова притирка к новому руководству


С  Олегом Захаровым я познакомилась на форуме в социальной сети «Профессионалы»  в группе «Ассоциация районных и городских газет» http://professionali.ru/GroupInfo/7058. Для меня, как и для многих коллег общение с ним изменило взгляды на профессию.  С чего начать путь к свободе?   

Родом из бунтарей 

- Как вы решились на создание собственной газеты? Многие убеждены, что медиабизнес в городке не может быть успешным.

- В 1989 году по этому пути пошли несколько "бунтарей" в Кстовском районе Нижегородской области.  Пять молодых журналистов ушли из районки и  организовали новую газету "Прямая речь".

Через год это был уже редакционно-издательский центр, выпускающий газеты "Прямая речь", "Благовест", "Мужчина и женщина", "Знахарь России" и кучу всяких приложений и спецвыпусков. Я к ним присоединился как свободный журналист и художник.

Сегодня, правда, ни один из пятерых издательским делом не занимается, у каждого свой бизнес. 

Я с 1995 года издаю  частную газету «Земляки». В то время у меня был только 286-й компьютер и старенький принтер. Редакция - кухня однокомнатной квартиры. В штате -  жена-бухгалтер, сестра-наборщица, один журналист и я - журналист-рекламист-верстальщик. 

- Где взяли деньги?

- В 1998 году мы решили сделать симбиоз традиционной и бесплатной рекламной газеты. Мысль была такая: денег, полученных за рекламу, должно хватить и на нерекламные полосы. 

Я обошел знакомых предпринимателей и предложил донести рекламу их магазинов и услуг в каждый дом. Этих средств хватило, чтобы выпустить первый бесплатный номер тиражом, который попал в каждый почтовый ящик.  Дальше - цепная реакция - за компьютерным салоном подтянулся его конкурент, за хозмагазином — другой...

Пошел постепенный рост: 8 страниц, 16, 24, 32. Полноцвет. С 3000 экземпляров тираж  вырос до 35 тыс. Теперь у нас офис в центре города 226 кв. м.

Распространением охватывали деревеньки на окраине. Добавили разноску по предприятиям, выкладку в фирменных стойках по магазинам, банкам, в налоговой и т.д. 

- Как складывались отношения с местной властью?

- Мне кажется, что наше присутствие в районе меняет жизнь. Раньше в Кстово были «тишь да благодать». Теперь глава района действует с оглядкой, районная «элита» чувствовует, что есть некий тормоз вседозволенности.


За 15 лет работы «Земляков» четче обозначились плюрализм, терпимость к критике и отношение властей к СМИ. Это, наверное, и есть шаг к демо... нет, к гражданскому обществу. 

Частная пресса идет в наступление 

- Частная пресса часто ассоциируется с «желтизной», «заказухой», «чернухой». Одна из причина – элементарная нехватка специалистов и знаний.  Сегодня мы видим, как профессионалы, не желая мириться  с диктатом чиновников, уходят из государственных медиа.  В чем секрет успеха «Земляков», как общественно-политического издания?

 - Ларчик просто открывается: «Земляки» - свободная газета Свободная в выборе тем, объектов критики, формы подачи материалов, способов заработка, выбора правовой формы, редакционной политики и т.д.

Уверенный в себе газетчик-частник планирует на всю жизнь. Для него газета - не просто временное пристанище, это его бизнес, его существование, уверенность в будущем его детей и внуков. Частнику нужны и специалисты, и их учеба.

Прямая взаимосвязь: лучше кадры - лучше газета. Лучше газета - больше подписка и больше рекламы. Больше подписки и больше рекламы - больше денег.

Диктатом трудно добиться хороших результатов. Сотрудники - народ творческий, креативный, ранимый. С ними приходится и сюсюкать иногда. Плюс - практически сдельная, прозрачная, понятная система оплаты. Каждый понимает, что заработал и что получит по итогам месяца.

Наш читатель нам доверяет. Это возможно при условии, что газета действительно работает честно: освещает актуальные события, быстро реагирует на проблемы, пытается их решить (или решает), не остается безучастной к «болячкам» читателей и населения.

В неделю мы получаем около двух десятков писем. Выходит, в месяц до 80. Не все на наболевшие темы, Часть  - участие в газетных конкурсах.

Четырнадцать лет неизменна редакционная политика, четырнадцать лет читатели знают, чего ждать от "Земляков". За эти годы сменилось четыре главы администрации района и два главы города.

Сменилось четыре редактора муниципальной газеты, которая ничем не удивила за это время. Разве что тираж упал с 30 тыс. экз. до 2,5 тыс. экз.

Не устаю повторять муниципальным коллегам: приходит новое время. Частная пресса придет к вам и найдет источники дохода. Тогда ваша газета никому не будет нужна. 

Но если сегодня в частную прессу не придут настоящие журналисты, ее оккупируют торгаши-непрофессионалы. И тогда действительно будет только порнуха-желтуха-заказуха.

От решимости  муниципальных коллег сегодня, если хотите, зависит будущее российской прессы, особенно муниципальной.

- Но в стране есть очень неплохие государственные и муниципальные издания. Если редактор – личность,  можно многого добиться, даже работая в госучреждении. Нельзя отрицать и наличие умной власти в природе.

- Для муниципальной прессы ловушка -  сменяемости власти каждые четыре-пять лет. Со сменой главы меняется его команда. К рычагам воздействия на СМИ приходят новые люди. Где гарантия, что новичок адекватно воспринимает ситуацию?

С точки зрения построения бизнеса, долгосрочное планирование при непредсказуемости внешнего источника  невозможно. Не будет редактор вкладываться в развитие, не будучи уверенным в долгосрочности.

Районные газеты сегодня  наиболее читаемы, но именно журналисты этих газет связаны по рукам, когда речь заходит об анализе деятельности власти.

Инициативы федерального центра по борьбе с коррупцией тонут на уровне  муниципалитетов. Факты нецелевого расходования местного бюджета, злоупотреблений должностным положением, кумовства, манипуляций с муниципальными заказами, как правило, известны местным журналистам.

В силу того, что фактическим хозяином газеты и редакции является местная власть, эти факты не могут быть преданы гласности. Если это происходит, следуют гонения на неугодного журналиста или редактора.

Самый большой минус любой газеты, учрежденной властью, в том, что она в принципе не способна стать сторожевым псом гражданского общества 

Потому я активно выступаю за разгосударствление прессы. Проблему финансирования СМИ после их разгосударствления следует решать путем государственных и муниципальных заказов, проведения конкурсов и тендеров на публикацию информации, необходимой властям всех уровней.

Я  не призываю "весь мир насилия разрушить до основанья, а затем..." Разгосударствление СМИ должно проходить поэтапно.

Можем, но не хотим

- Журналистика -  опасная профессия. Нашего брата за правду порой убивают. Были попытки приструнить вас?

- После серии публикаций о вороватом фонде, созданном при администрации района сожгли машину. Прямо у редакции вечером, 28 декабря. Облили бензином и подожгли. Намекнули… И что теперь, в лес не ходить? И слава Богу, что сожгли старушку. Появился повод взять новый VW в кредит.

 Журналистика - по умолчанию опасная профессия.

И пока есть на земле такое несовершенное существо, как человек, обладающий пороками, пока есть такая профессия как журналист, это противостояние будет. Это и есть демонстрация принципа сдержек и противовесов.

Другое дело - отношение к этому общества (милиции, судов, граждан, власти). Бросают ли все силы на поимку преступников? Доходит ли дело до суда? Принимает ли суд справедливый приговор?

Есть еще один нюанс в этой проблеме — власть имеет собственные СМИ .  Отсюда - нетерпимость к любому иному мнению. Отсюда - ощущение безнаказанности за давление или даже физическое устрашение инакомыслящего журналиста.

Что мы можем делать? Приучать всех к тому, что они нельзя скрыть правду. Заглушите в одном СМИ - выплывет в другом.

-  Вы достигли того, о чём мечтают многие коллеги: уважения, финансового успеха, стабильности. Что дальше?

- Интерес к жизни не заканчивается, когда появляется любимая работа и возможность обеспечить семью. 

Я фанат своего дела. Консультирую активных ребят, которые хотят заниматься свободной журналистикой. После таких консультаций появились новые газеты в городах Павлово и Саров.

Мне за державу обидно: ведь может быть свободная окупаемая пресса. Может! Даже в нынешних условиях.

Дело не в том, что нам не дают зеленую улицу, а в том, что мы сами НЕ ХОТИМ иначе. МОЖЕМ, но НЕ ХОТИМ! 


ДОСЬЕ

  1. Газета «Земляки»» бесплатно распространяется по почтовым ящикам города Кстово Нижегородской области, по предприятиям и организациям, по подписке по Кстовскому району. Источник дохода - реклама (до 30% общей площади)

  2. Издательский дом "Земляки" издает также деловой журнал "Земляки. Деловые люди" ( победитель журналистского конкурса, проводимого ТПП и СЖ в 2009 году); городской портал kstovo.ru,  рекламную газету "Кстово.ру"

  3. В ИД «Земляки» - 30 сотрудников, своя сеть газетно-журнальной торговли (шесть точек по городу)

 

Интервью вела Оксана КОНСТАНТИНОВА

Журналистика и медиарынок, № 5, 2010


 



 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,