Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

КОМАНДА ИГРАЮЩЕГО ТРЕНЕРА


80-летие газеты «Единство» в феврале этого года вместе с журналистами отмечают ее подписчики, число которых 10 321. Население Павловского района Краснодарского края района, где выходит издание, -  64 тыс. человек проживает на 23 тыс. подворьях.  «Районку» выписывает практически   каждая вторая семья. В чем секрет одной из лучших районных газет России?

 

С баскетбольной площадки — в редакцию

Апрель 1984 года стал в биографии газеты значимым рубежом. Назначили нового главного редактора – Владислава Ивановича Зинченко. Под его руководством, в соответствии с его идеями произошел крутой поворот издания.

Решить с ходу эти задачи  тридцатидевятилетнему   Владиславу Зинченко было непросто, поскольку он как журналист прошел становление в этой газете. Зашел в редакцию в 1964 году с намерением высказать претензии автору заметки о соревновании баскетболистов, в котором сам принимал участие. В публикации были допущены неточности, и спортсмены поручили Владиславу сообщить о них редактору. Выслушав юношу, руководитель газеты спросил:

- А вы смогли бы о следующем соревновании написать сами?

- Хорошо, напишу.

И написал. Потом активного селькора ввели в штат. Вся творческая деятельность Зинченко проходила  в сфере газеты, теперь же, с назначением главным редактором, ему нужно было посмотреть на газету сверху, оценить деятельность коллектива журналистов и внести в нее новую, свежую струю. 

Звездный час свободы 

Первой проблемой стала пустая редакционная папка. Пришлось засучить рукава и взяться за перо. По итогам месяца редактор оказался самым продуктивным журналистом – выдал на гора более восьми тысяч строк. В следующем месяце картина повторилась.

Кореспонденты работали в четверть силы. Почему? Отсутствовал материальный стимул: низкие гонорарные ставки не побуждали к активному творчеству. Зинченко в пределах установленного фонда оплаты  труда уменьшил должностные оклады и значительно увеличил гонорарные ставки.

Когда проблема пустой папки осталась позади, возник новый вопрос: какие материалы писать? - Прежде всего – критические, - сформулировал редактор. - В каждом номере должно быть 3- 4 острых публикации.

Наступил звездный час журналистской свободы. Объектами критики стали  партийные и советские чиновники, руководители хозяйств и профсоюзных организаций, закрытые прежде отрасли деятельности. Словом, все, что до тех пор считалось неприкасаемым.

- Теперь газета интересная, - отзывались читатели.

Стремительно росла популярность «районки» и одновременно подписка на нее. В 1991 году тираж газеты составлял более 17  тысяч экземпляров. 

Выбираясь из под обвалов 

Когда страна оказалась в эпицентре трансформаций, тираж «Единства» уменьшился  более чем вдвое. Зинченко стал искать выход не в дополнительном бизнесе, а в изменении качества газеты. Взялся за сокращение размеров материалов. Для начала отделил информационные материалы от аналитических статей, очерков. Поставил цель уменьшить размер публикаций лишь первой группы. И здесь снова  предпочел не административные, а экономические методы.

Ввел коэффициенты: повышающие, от 2 до 5,  и  понижающий – 0,5. За информацию в 50 строк автор, согласно коэффициенту 2, получал двойной гонорар – как за 100 строк. Таким образом три заметки по 50 строк были  равнозначны в начислении гонорара трехсотстрочному «кирпичу». В зависимости от значимости  информации коэффициент,  а следовательно и гонорар за нее, возрастал. Понижающий коэффициент вступал в действие при обработке докладов и писем.

Новым информационным пластом, за разработку которого взялась редакция, стало четырехполосное приложение «У газетного киоска». Это –  краткое изложение наиболее  интересных публикаций в свежих газетах. Первые несколько выпусков направили читателям бесплатно, затем объявили подписку.  Приложение вызвало интерес.

- Сегодня на прибыль от него ежегодно можем покупать новые «Жигули», - признается Владислав Иванович.

Из – под обвала газета «Единство» выбиралась в течение года. Подписной тираж уже в 1993 году составлял 12 000 экземпляров. 

Утолщение как стратегия 

Внешним выражением творческого поиска коллектива стало увеличение объема газеты. Так, первый номер в 2010 году вышел на 12 полосах, последний в 2009 тоже. Конечно, двенадцать полос – еще не стандартный объем газеты. Чаще читатели держат в руках восьмиполосную «районку». Вместе с тем «утолщение» номера – стратегический курс редакции.

Многим хочется знать о том, что происходит за пределами района. Пожалуйста. Для них – еженедельный обзор «О чем пишет кубанская пресса».

У нас более 80 селькоров. Это не описка: не 8 и не 18, а 80 с лишним. В 2009 году от селькоров поступило 1100 ( одна тысяча сто) писем. Среди них нет ни  одного организованного сотрудниками редакции, все – самотеком. Если выразить их в газетных полосах, на каждой по десять, то получится сто десять полос. При такой поддержке со стороны нештатных авторов редакция может уверенно планировать увеличение объемов. 

В 2004 году издание удостоилось Золотого американского сертификата за экономические показатели согласно выводам аналитико-консалтинговой корпорации "Финансовый результат"

По «минному полю» 

Что может быть огорчительнее для журналиста, особенно редактора, чем узнать о допущенной в публикации ошибке!  Фамилии в газете – это своего рода минное поле, где заряд может внезапно сработать в самом неожиданном месте.

В истории газеты «Единство» памятны, по крайней мере, два случая, когда искажение автором (не сотрудником редакции) фамилии героя материала обернулось для потерпевшего крепко прилипшим прозвищем. А в одном из эпизодов прозвище перешло к детям. Каково!

На планерках и в беседах с журналистами В.Зинченко нередко предупреждает:

- Читатель может простить нам многие оплошности, но искажение его фамилии воспримет с глубокой обидой, которую сохранит надолго.

Казалось бы, после подобных предостережений редактор будет красным фломастером вычеркивать из подготовленных корреспондентами материалов все имена, без которых можно обойтись. Но нет, не вычеркивает. В спортивных отчетах, как правило, перечисляются фамилии всех  членов команд. В 60 – строчной информации «В ветеранских организациях» - 22 фамилии. На странице «Кубань – край спортивный, олимпийский» - 80 фамилий.

В полосе (19 мая 2009), посвященной подведению итогов школьных олимпиад, трудно поверить, - более 400 фамилий.

Однажды в беседе с редактором в ходе его встречи с читателями престарелая женщина поинтересовалась:

- Как бы нам узнать, кто из наших сверстников, друзей покинул этот мир?

В ответ на пожелание редакция ввела рубрику «Память», где поименно, с указанием года рождения и населенного пункта  перечисляются жители района, ушедшие из жизни в очередном месяце. Кроме того регулярно публикуются демографические данные, отражающие рождаемость, бракосочетания, разводы.

Ради чего редактор сознательно рискует? Должна быть очень весомая причина, побуждающая его ходить по «минному полю».

- Человек, увидевший  в газете свое имя, становится нашим потенциальным читателем, а может быть, со временем и подписчиком, - убежден Владислав  Иванович. 

Забивая голы 

Играющий тренер. Так образно называют руководителя, который выполняет рутинную работу вместе с подчиненными и по ходу дела обучает их. Это определение вполне подходит к главному редактору газеты Владиславу Ивановичу Зинченко с уточнением: он – тренер не  просто играющий, но и забивающий голы.

Спортивная страница – любимое дитя главного редактора, спортивного судьи высокой категории. Благодаря ей газета «Единство» в 2009 году стала обладателем общероссийского спортивного гранта, а с ним - 180 тысяч рублей.

 Она целиком готовится в понедельник до обеда в номер по результатам спортивных мероприятий, прошедших в районе накануне. Во вторник подписчики  ее уже  читают . Завидная оперативность для «районки». 

Портрет в газете

В редакции продолжительное время дискутируется тема приоритета снимка или текста, зрительной или текстовой информации. Экспериментировали, размышляли. Фотография, скажем, на половину первой полосы – это, конечно. впечатляет, но каков ее коэффициент  информационного действия? Пришли к выводу: размеры снимка на полосе должны соответствовать его информационному содержанию. Поэтому гигантских нет. Групповые – на 3 – 4 колонки, портретные – на 1-1,5. Если на полосе одна статья, он должна быть проиллюстрирована двумя – тремя снимками.

В некоторых газетах есть практика сопровождать текст портретом автора. Зинченко относится к ней достаточно сдержанно.

- Портрет уместен только в том случае, если статья поднимает проблему, анализирует значительные события и факты, - убежден он. – Когда же портрет, скажем, редактора газеты красуется над 50 –строчной  информацией, то это – просто неуважение к себе.

На страницах «Единства» довольно много фотографий. В том числе и руководителей района. Но среди них нет портретов редактора и журналистов. Пока что никто  из читателей не высказал претензий по  поводу их отсутствия. 

Жизнь на колесах 

В редакции стало известно, что на   завершившемся краевом конкурсе техников – осеменаторов представительница  Павловского района  заняла призовое место. Фотокорр Максим Касьян в это время находился в одном из хозяйств. Зинченко связался с ним по сотовому телефону и дал задание немедленно проехать к  победительнице и сделать снимок. Фотокорру пришлось пересечь едва ли не весь район, но задание  выполнил. Наутро читатели увидели снимок на первой полосе.

Многие «районки» могут по доброму позавидовать журналистам «Единства», в распоряжении которых ежедневно два автомобиля (иномарки) и два водителя, всегда готовые немедленно отправиться в путь.

- Телефон – хорошо, но автомобиль – лучше, - улыбается главный редактор. – Без  машины сегодня качественную газету не сделать.

Речь идет, конечно, не об информациях, а о крупных публикациях. 

Взбудоражить район 

К заветной цифре подписного тиража каждая редакция идет своим путем.

- Я поручил каждому корреспонденту убедить определенное количество граждан подписаться на газету, - рассказал как – то коллега Владиславу Зинченко.

-        А я считаю, будет больше толку, если во время подписной кампании корреспонденты напишут по одному материалу, который взбудоражит район, - ответил Владислав Иванович.

Еще лучше – серия публикаций. Например, «Единство» опубликовало  критическое письмо «Куда ставим водомер?» Адвокат заявил о приоритете права граждан по отношению к указаниям коммунальщиков. В ЖКХ заволновались  и местный юрисконсульт  выступил в защиту позиции руководства. Возникла дискуссия, которая, судя по всему, получит продолжение в 2010 году. 

На фестивалях СМИ «Вся Россия» газета «Единство» дважды признавалась лучшей районной газетой страны. 

Вольные хлеба покажут 

Везде кризис, а в газете «Единство» - увеличение доходов. Чем это объяснить?

- Индивидуальной работой с рекламодателями, - считает Владислав Иванович. – Мы разъясняли и продолжаем разъяснять, что активная реклама в условиях кризиса выручит предприятие. К нам прислушиваются.

Рекламодатели – не простаки, они – опытные руководители солидных предприятий, индивидуальные предприниматели. У них есть возможность на практике проверить действенность рекламы. И если обращаются к услугам газеты не первый раз, значит  редактор прав: игра стоит свеч.

В течение рабочего дня в редакции  можно видеть небольшую, но не уменьшающуюся очередь граждан, желающих подать объявления. Это своеобразный показатель престижа газеты, который заметно влияет на ее финансовые показатели.

При весомом доходе газеты, главный редактор умеет считать расходы и выбирать наиболее экономичные варианты, руководствуясь интересами  газеты. Вот уже не один год Зинченко не решается перейти на полноцветную печать газеты. Отшучивается:

- Жадничаю.

В действительности же еще и еще раз рассчитывает, перепроверяет с учетом изменений  конъюнктуры. Давно высчитал, что многоцветная печать равноценна увеличению объема газеты на четыре полосы. Сколько же информации можно разместить на четырех полосах! Она, несомненно, будет работать на читателей, на газету и ее тираж А что даст многоцветье? Сначала читатели восхитятся, а через несколько номеров привыкнут и не будут замечать ярких красок.

Экономика средств массовой информации – предмет давних и постоянных размышлений Владислава Ивановича.

 - Надо отпустить газеты на вольные хлеба, - четко сформулировал он итог раздумий. – Тогда будет видно, кто научился жить и работать в рыночных условиях.

Комментарии излишни.

 

Геннадий Иванов,

обозреватель газеты «Единство»,

Краснодарский край.

НА СНИМКЕ: Владислав Зинченко.

"Журналистика и медиарынок", № 1, 2010.




 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Наталья Кривякина, «Искитимская газета», Новосибирская область
Часто приходится слышать, что журналистика — сфера творческая, мол, достаточно таланта, а учеба в университетах ничего не дает. Увы, без четких знаний жанров, умения отличить одно от другого стать хорошим журналистом невозможно. Это как поварское искусство. Пока не научишься жарить картошку и варить простые макароны, кулинарные шедевры приготовить, а еще лучше — придумать, не получится.