Концепция Союза журналистов России. Судьба региональной прессы: проблемы господдержки, приватизации, взаимодействия СМИ и органов властиРоссийская региональная общественно-политическая пресса – республиканские, областные, краевые, городские, районные газеты, несмотря на быстрое распространение Интернета, продолжает оставаться необходимым институциональным атрибутом даже самых социально неблагоприятных и экономически депрессивных территорий страны. Именно региональные издания способны цементировать, регулярно актуализировать те социальные скрепляющие механизмы, которые позволяют сохраняться существующим, а также воспроизводиться новым местным сообществам. Во многих муниципальных районах районная газета по-прежнему остается основной площадкой для обсуждения местной повестки дня. За последние пять лет число изданий практически не изменилось (около 3500), а их совокупный разовый тираж даже вырос и составляет более двух третей совокупного тиража периодики России (более 30 млн. экз.). Сегодня перед региональной прессой множество вызовов, главным из которых является зависимость редакционной политики изданий от учредителей и спонсоров (среди которых в основном присутствуют региональные и муниципальные органы власти). Действуя в русле авторитарной традиции, предусматривающей постановку перед медиакомпаниями политических задач в обмен на гарантию экономических основ деятельности, региональные и муниципальные органы власти оказывают избирательную финансовую поддержку в той или иной форме СМИ во всех субъектах Федерации. Механизмы оказания поддержки зависят от двух основных факторов: формы собственности СМИ и направления его редакционной политики. Особенное давление испытывают региональные редакции от муниципальных органов власти, политика которых в значительной степени носит инструментальный, дифференцированный и конъюнктурный характер, ориентируясь на достижение краткосрочных и изменчивых утилитарных целей. Наиболее недальновидные и «медианеподкованные» чиновники стремятся максимально ограничить зону действия СМИ и упростить взаимодействие с журналистами до уровня отдачи распоряжений. Мощным средством воздействия на периодику стала федеральная почта. Проблемы дистрибуции вытесняют с рынков наименее прибыльные проекты, а такими по определению, являются общественно-политические газеты, толкают их на поиски спонсоров, способных погасить затраты на доставку. Региональная общественно-политическая печать, не выполняющая должным образом различные общественные функции, все более теряет конкурентоспособность в сравнении с глобальными, федеральными, региональными развлекательными печатными и электронными медиапроектами, открывая для их экспансии информационное пространство регионов. Поэтому предложение о необходимости приватизации государственных региональных СМИ, высказанное президентом Д. Медведевым, важное и своевременное. Главное, чтобы в процессе реформирования организационно-правовых форм, не были утрачены общественные функции этого обширного сегмента системы СМИ России. Уже сегодня многие редакции, пытаясь максимизировать прибыль и минимизировать риски, возникающие при обращении к острой социальной тематике, вынуждены осваивать таблоидную модель. Необходимо отметить, что за 20 лет новейшей истории России в сегменте общественно-политической прессы было создано менее 3 % частных изданий. Складывающуюся конфигурацию наиболее развитых муниципальных медиарынков, можно обозначить следующим образом: пять бесплатных рекламных газет и одна платная общественно-политическая(в основном государственная или муниципальная). Максимальная коммерциализация содержания может стать вектором, по которому двинется немалая часть региональных газет России после приватизации, если этот процесс не будет сопровождаться государственными программами развития и удержания их в сфере общественной пользы. Для эффективного реформирования российской региональной прессы недостаточно формально перевести медиактивы из государственной собственности в частную. Необходимы государственные программы, обеспечивающие сбалансированное развитие экономической самостоятельности региональных изданий с одновременным безусловным исполнением ими норм деятельности, требуемой от свободной и ответственной прессы. В жизнеспособности и экономической устойчивости социально-ответственной прессы в России, когда общественные интересы превалируют над личными, а долгосрочная эффективность медиабизнеса ставится выше, чем выполнение сиюминутных политических или экономических задач, убеждает опыт таких региональных изданий, как «Свободный курс», «Змеиногорский вестник», Алтайский край; «Деловой Петербург», г. Санкт-Петербург; «Якутск вечерний», Республика Саха (Якутия) и др. Необходимо подчеркнуть, что законодательство многих европейских стран предусматривает предоставление средств из государственного бюджета для финансирования целевых расходов местной прессы. Специальные целевые программы государственной поддержки региональных газет по-прежнему играют важную роль в формировании плюрализма мнений в странах с устойчивым демократическим развитием (Франция, Швеция, Норвегия и др.). В комплекс мер государственного регулирования региональной печати мы предлагаем включить следующие компоненты:
Дополнительными видами господдержки могут стать снижение налогов, предоставление льготных кредитов, снижение тарифов на аренду помещений, выделение дотаций на приобретение газетной бумаги и др. В целях совершенствования механизмов господдержки региональной печати необходимо выполнение следующих требований:
Важным условием является определение диапазона системных параметров, прямо или косвенно отражающих качественное состояние изданий, которые должны учитываться при оказании государственной поддержки. В их числе могут быть предложены:
Принято на XV фестивале Союза журналистов России «Вся Россия – 2011» п. Лоо, 27 сентября 2011 г. |