Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

Судьба региональной прессы

Концепция Союза журналистов России. Судьба региональной прессы: проблемы господдержки, приватизации, взаимодействия СМИ и органов власти

Российская региональная общественно-политическая пресса – республиканские, областные, краевые, городские, районные газеты, несмотря на быстрое распространение Интернета, продолжает оставаться необходимым институциональным атрибутом даже самых социально неблагоприятных и экономически депрессивных территорий страны.

Именно региональные  издания способны цементировать, регулярно актуализировать те социальные скрепляющие механизмы, которые позволяют сохраняться существующим, а также воспроизводиться новым местным сообществам. Во многих муниципальных районах районная газета по-прежнему остается основной площадкой для обсуждения местной повестки дня.

За последние пять лет число изданий практически не изменилось (около 3500),  а их совокупный разовый тираж даже вырос и составляет более двух третей совокупного тиража периодики России (более 30 млн. экз.).

Сегодня перед региональной прессой множество вызовов, главным из которых является зависимость редакционной политики изданий от учредителей и спонсоров (среди которых в основном присутствуют региональные и муниципальные органы власти).

Действуя в русле авторитарной традиции, предусматривающей постановку перед медиакомпаниями политических задач в обмен на гарантию экономических основ деятельности, региональные и муниципальные органы власти оказывают избирательную финансовую поддержку в той или иной форме СМИ во всех субъектах Федерации. Механизмы оказания поддержки зависят от двух основных факторов: формы собственности СМИ и направления его редакционной политики.

Особенное давление испытывают региональные редакции от муниципальных органов власти, политика которых в значительной степени носит инструментальный, дифференцированный и конъюнктурный характер, ориентируясь на достижение краткосрочных и изменчивых утилитарных целей. Наиболее недальновидные и «медианеподкованные» чиновники стремятся максимально ограничить зону действия СМИ и упростить взаимодействие с журналистами до уровня отдачи распоряжений.

Мощным средством воздействия на периодику стала федеральная почта. Проблемы дистрибуции вытесняют с рынков наименее прибыльные проекты, а такими по определению, являются общественно-политические газеты, толкают их на поиски спонсоров, способных погасить затраты на доставку.

Региональная общественно-политическая печать, не выполняющая должным образом различные общественные функции, все более теряет конкурентоспособность в сравнении с глобальными, федеральными, региональными развлекательными печатными и электронными медиапроектами, открывая для их экспансии информационное пространство регионов.

Поэтому предложение о необходимости приватизации государственных региональных СМИ, высказанное президентом Д. Медведевым, важное и своевременное.

Главное, чтобы в процессе реформирования организационно-правовых форм, не были утрачены общественные функции этого обширного сегмента системы СМИ России. Уже сегодня многие редакции, пытаясь максимизировать прибыль и минимизировать риски, возникающие при обращении к острой социальной тематике, вынуждены осваивать таблоидную модель.

Необходимо отметить, что за 20 лет новейшей истории России в сегменте общественно-политической прессы было создано менее 3 % частных изданий. Складывающуюся конфигурацию наиболее развитых муниципальных медиарынков, можно обозначить следующим образом: пять бесплатных рекламных газет и одна платная общественно-политическая(в основном государственная или муниципальная). Максимальная коммерциализация содержания может стать вектором, по которому двинется немалая часть региональных газет России после приватизации, если этот процесс не будет сопровождаться государственными программами развития и удержания их в сфере общественной пользы.

Для эффективного реформирования российской региональной прессы недостаточно формально перевести медиактивы из государственной собственности в частную. Необходимы государственные программы, обеспечивающие сбалансированное развитие экономической самостоятельности региональных изданий с одновременным безусловным исполнением ими норм деятельности, требуемой от свободной и ответственной прессы.

В жизнеспособности и экономической устойчивости социально-ответственной прессы в России, когда общественные интересы превалируют над личными, а долгосрочная эффективность медиабизнеса ставится выше, чем выполнение сиюминутных политических или экономических задач, убеждает опыт таких региональных изданий, как «Свободный курс», «Змеиногорский вестник»,  Алтайский край; «Деловой Петербург», г. Санкт-Петербург; «Якутск вечерний», Республика Саха (Якутия) и др.

Необходимо подчеркнуть, что законодательство многих европейских стран предусматривает предоставление средств из государственного бюджета для финансирования целевых расходов местной прессы. Специальные целевые программы государственной поддержки региональных газет по-прежнему играют важную роль в формировании плюрализма мнений в странах с устойчивым демократическим развитием (Франция, Швеция, Норвегия и др.).

В комплекс мер государственного регулирования региональной печати мы предлагаем включить следующие компоненты:

  • Совершенствование законов и правовых актов, направленных на поддержку общественных функций региональных изданий;
  • Дальнейшее развитие федеральной и региональной поддержки реализации социально-значимых проектов в СМИ;
  • Развитие системы повышения квалификации и обмена опытом сотрудников СМИ на региональном и федеральном уровне;
  • Медиообразование сотрудников органов власти;
  • Законодательное ограничение возможностей влияния муниципальной власти на деятельность редакций СМИ;
  • Государственный контроль механизмов ценообразования распространения периодики Федеральной почтовой службой;
  • Предоставление налоговых льгот для организаций, осуществляющих альтернативное распространение общественно-значимой периодики;
  • Выделение субсидий редакциям для распространения региональных газет на экономически депрессивных территориях;
  • Модернизация производства (реорганизация типографий с целью сокращения цены печати);
  • Размещение государственной рекламы (информационные кампании социального содержания) в региональной прессе.
  • Проведение семинаров, круглых столов, исследований по разработке стандартов, норм, кодексов, регламентирующих работу редакционных коллективов в субъектах РФ;
  • Государственная поддержка проектов Союза журналистов России и других профессиональных общественных организаций, направленных на активизацию процессов саморегулирования в журналистской среде;
  • Активизация такого направления саморегулирования прессы, как медиакритика, через поддержку профильных журналов «Журналистика и медиарынок», «Журналист» и др.

Дополнительными видами господдержки могут стать снижение налогов, предоставление льготных кредитов, снижение тарифов на аренду помещений, выделение дотаций на приобретение газетной бумаги и др.

В целях совершенствования механизмов господдержки региональной печати необходимо выполнение следующих требований:

  • Обеспечение процедур открытых конкурсов, отсутствие политических преференций, и подлинно равноправное участие в конкурсах изданий различных форм собственности;
  • пресечение потенциальной коррупции при выделении средств на региональном и муниципальном уровне,
  • соблюдение требований экономической транспарентности СМИ, претендующих на государственное финансирование;
  • наличие законодательно закрепленных, единообразных и недвусмысленных критериев, по которым ее получают региональные издания.

Важным условием является определение диапазона системных параметров, прямо или косвенно отражающих качественное состояние изданий, которые должны учитываться при оказании государственной поддержки. В их числе могут быть предложены:

  • тиражный и рекламный охват территории;
  • платное распространение и определенная периодичность;
  • действующий на страницах и веб-сайте форум для обмена комментариями и критикой;
  • представленность мнений различных групп;
  • количество и состав привлекаемых ньюсмейкеров и экспертов;
  • отсутствие регулярного целенаправленного формирования положительного или отрицательного имиджа каких-либо лиц или организаций (экспертные заключения);
  • исполнение изданием функций ньюс-омбудсмена и др.


Принято на XV фестивале Союза журналистов России «Вся Россия – 2011»

п. Лоо, 27 сентября 2011 г.


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Леонид Сомов, заместитель редактора газеты «Слава Севастополя», город Севастополь
Мой совет партнерам по журналистскому цеху: всегда ищите в любом объекте вашего внимания второе дно. Нет однозначности в природе, кроме факта непреложности жизни и смерти. И чисто профессиональное наблюдение: интересные мысли рождаются, как правило, в итоге сомнений на базе того или иного явления, признанного как «медицинский факт».