Эти рекомендации
появились, когда я готовился к лекции для первокурсников, пришедших в нашу
Школу практической журналистики (совместный проект Алтапресс с Алтайским
университетом, открывшим у нас в компании кафедру современных
медиатехнологий)
- Начните с подшивки родной
газеты. Она содержит бездну интересных
тем, так как почти каждый материал может иметь продолжение, даже криминальный
репортаж. Задайте вопрос, а что там (спустя год, месяц, неделю)
происходит. Проделайте этот опыт с подшивкой вашего конкурента.
- Почитайте рекламу и
частные объявления — наверняка не останетесь без добычи.
- Загляните в календарь. В
России редкий день обходится без памятной даты или праздника. Вы
обнаружите то, что заинтересует не только вас, во и ваших читателей.
- Почаще пользуйтесь
ежедневником для перспективного планирования работы. Представьте, как в
октябре вас обрадует сделанная в мае запись о том, что надо посмотреть,
все ли восстановлено после весеннего наводнения в таком-то районе города.
- Не проходите мимо заборов
с граффити или афишами.
- Слушайте «кухонное
радио»: там тоже может прозвучать то, что будет основой для темы
материала.
- Обращайте внимание на вывески магазинов - они
часто меняются. Возможно, вы первым сможете рассказать вашим читателям,
что произошло с их любимым магазином.
- Наблюдайте за уличным
движением, даже если вы не автомобилист. В привычном месте может появиться
новый дорожный знак или светофор.
- Помните об особой
категории людей, которые находятся в местах, где концентрируются новости.
Это таксисты, контролеры в общественном транспорте, торговцы в уличных
киосках и завсегдатаи рынков, лоточники, продавцы мороженого, пива и
сигарет. Как правило, эти люди не занимают высоких мест в социальной
иерархии, но обращение к ним полезно для познания полноты жизни. Есть
опасность посчитать исходящую из этих сфер информацию за истину в
последнюю инстанции, которую так любили искать на заре перестройки газеты
демократической волны. Тем не менее, данный источник позволяет повысить
креативность в работе репортера за счет смены привычного фокуса материалов.
- Существуют циклы
читательского интереса. Даже если
вы уже восемь раз писали про открытие дачного или охотничьего сезонов,
эпидемию гриппа, сессию, утепление окон перед зимним периодом (список
можно продолжать почти до бесконечности),
это интересует ваших читателей. Значит, вперед, по старым адресам,
но под новым фокусом. А чтобы фокус был действительно новым, к написанию
сезонных материалов лучше начинать готовиться заранее.
- Анализируйте, как событие
глобального масштаба отразится на жителях вашего города или региона.
Порой такая связь обнаруживается. Например, когда снабжение расходными
материалами МКС «МИР» было переведено с американских шаттлов на наши
космические корабли, экологическая обстановка на Алтае могла ухудшиться.
Причина - стали больше запускать кораблей, разгонная трасса которых
проходит над Алтайским краем.
- Регулярно по раз и
навсегда принятому графику обзванивайте своих информаторов. Для них ваши
звонки должны войти в ритуал, который не вызывает беспокойства или
напряжения. Пусть партнеры знают, что вы заинтересованы в получении
информации, советов, «наколок». Приучайте их к тому, что вы можете время
от времени заходить к ним в гости, а не только звонить от случая к случаю.
Пусть и они позванивают вам.
- Читайте официальные документы
— законы, постановления, решения, инструкции. Для этого, правда, мало одного желания.
Надо еще и научиться понимать документы. Познакомьтесь с делопроизводством
в тех учреждениях, работу которых вы освещаете. Время от времени просите
копии документов, чтобы создать прецедент: давать вам копии должно войти в
привычку. Если источник дает вам документ, когда это выгодно ему, то
трудно будет чисто по-человечески отказать вам, когда существует только
ваша заинтересованность.
- Регулярно бывайте на
пресс-конференциях.
- Не выбрасывайте не читая
пресс-релизы, вспоминайте Владимира Маяковского, писавшего о проблемах
сравнительного анализа горнозаводской и поэтической деятельности.
- Не жалейте визитки,
раздавайте направо и налево. Слабо верится, но вдруг кто-то позвонит и
предложит гениальную тему, сообщит сенсационную новость.
- Слушайте разговоры в
автобусе, трамвае, такси. В метро, когда бываете в мегаполисах.
- Слушайте, о чем говорят
ваши друзья, ваша семья.
- Любую беседу заканчивайте
легоньким вопросом: «А что еще новенького происходит?
- Запрограммируйте свое
сознание на поиск идей для ваших материалов, тогда любая информация в
вашей голове будет обрабатываться с пользой для газетного дела.
- Ищите информацию в
Интернете. Используйте сеть для самообразования и проверки фактов.
Владимир Овчинников,
главный редактор газеты «Свободный курс», ИД «Алтапресс», Алтайский край Журналистика и медиарынок, № 5, 2010
|